Стиль: Industrial, Dark Ambient, Power Electronics, Ethnic
Новый сборник лейбла UIS приурочен к 45-й годовщине Кипрского конфликта, случившегося 15 июня 1974 года. Корни этого малоизвестного в нашей стране конфликта уходят в 1960 год, когда Кипр получил независимость от Великобритании, колонизировавшей остров еще во второй половине XIX века. Подписанию договоров о независимости предшествовали затяжные боевые действия 1955 - 1960 гг между британскими военными и подпольной Национальной организации кипрских бойцов (ЭОКА), основанной полковником армии Греции Георгиосом Гривасом. ЭОКА требовала изгнать британцев с Кипра и присоединить остров к Греции (энозис). Ее действия получали финансовую, военную и пропагандистскую поддержку Греции.
В декабре 1959 года ЭОКА объявила о прекращении огня, что проложило путь для подписания соглашений о предоставлении независимости. 16 августа 1960 года Кипр стал свободен. Остров принял конституцию разработанную в Великобритании, где провозглашалось существование двух общин: греческой (80% населения) и турецкой (18%). На Кипре осталось две британские военные базы. В свою очередь, в рамках подписания «Договора об учреждении Республики Кипр», Грецией были сформированы регулярные военные части, расположившиеся на Кипре в районе города Никосия - Греческие вооруженные силы на Кипре (ЭЛДИК).
Неравенство прописанных в новой конституции этнических квот незамедлительно вызвало недовольство турецкой общины. Мусульманское население даже на уровне государственного управления отказывалось выполнять решения, принимавшиеся Христианской стороной. Постепенно нарастающее напряжение взорвалось в 1963 году межэтническими и межконфессиональными конфликтами с обеих сторон. В 1964 году, с целью урегулировать этнический конфликт, на острове был размещён миротворческий контингент ООН. Он оставался на острове 10 лет.
В 1974 году на территории Республики Кипр произошел военный переворот с целью присоединения острова к Греции. Он был организован боевиками военизированной организации ЭОКА-Б, продолжившей дело ЭОКА и сформированной в 1971 году все тем же Гривасом, как реакция на отход первого президента Кипра архиепископа Макариоса III от политики энозиса. Переворот поддержали Кипрская национальная гвардия и ЭЛДИК. Президент Макариос III был свергнут, а исполняющим обязанности президента стал один из руководителей ЭОКА-Б Никос Сампсон.
Ответ Турции на действия греческих националистов не заставил себя ждать. Турецкие власти, видя в произошедшем угрозу своим интересам на Кипре, высадили 30-тысячный военный корпус, который занял около 35% территории острова, разделив его по этническому признаку на южную греческую и северную турецкую части. Свои действия Турция обосновала "Договором о гарантиях независимости Кипра" от 1960 года, согласно которому гарантами независимости выступали Греция, Турция и Великобритания. В конфликт вмешались миротворческие силы ООН, под контролем которых было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны разделила так называемая «зелёная линия» — буферная зона ООН.
Кипр превратился в арену противостояния сверхдержав и ключевых региональных игроков. Сейчас он де-факто контролируется четырьмя силами: Республикой Кипр, провозгласившей свою независимость в 1983 году Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК), корпусом ООН и Великобританией. ТРСК признала только Турция и, согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в её состав до 1974 года.
Переговоры с целью примирения сторон проводятся регулярно, но видимых результатов нет. Все страны, которые должны быть гарантом воссоединения Республики Кипр, имеют стратегические интересы на её территории и не собираются идти на уступки. В начале XXI века ООН был предложен план по урегулированию конфликта (План Аннана). Он предлагал создать на Кипре единое государство Объединённую Кипрскую Республику из двух автономных частей — греческой и турецкой. Британские военные базы при этом сохранялись. Так же план предусматривал создание президиума из 6 человек, которые по очереди занимают пост премьер-министра, сокращение турецкой части острова до 28,5 % и возвращение 85 тысяч греческих беженцев в прежние места проживания. 24 апреля 2004 был проведён референдум на котором около 75 % греков-киприотов высказались против плана Аннана, а 65 % турок-киприотов его поддержали.
Прошло 45 лет, как люди навсегда покинули свои дома и землю, взрастившую не одно поколение их семей, но конфликт не разрешен. И надежды на урегулирование вопроса в ближайшем будущем нет. Данный конфликт - это трагедия прежде всего для мирного населения, и сборник "Вароша", в первую очередь, посвящен этому. Не столкновениям политиков и генералов, не геополитической игре, не опустошающей войне, а потерям и страданиям тех, кто хотел лишь жить на земле предков и растить детей, но был втянут в бойню безразличными сильными мира сего. Сборник несет антивоенное настроение.
С другой стороны, события на Кипре являются прекрасным примером столкновения Востока и Запада, Христианского и Мусульманского мира, межэтнической и межконфессиональной вражды, уходящей корнями еще в Античность. А это то, что всегда интересовало авторов сборника, привлекало их пристальное внимание. С этих позиций, "Вароша" является логичным продолжением историческо-просветительской линии, которой придерживается "UIS" на последних релизах - изучение ключевых событий, формировавших современную картину мира.
Что касается названия, то Вароша это квартал в городе Фамагуста, до турецкого вторжения бывший популярным туристическим центром Кипра. Здесь было построено много новых гостиниц и туристических объектов, на его улицах располагалось большое количество развлекательных заведений, баров, ресторанов и ночных клубов. Варошу посещали многие знаменитости.
15 августа 1974 года город был занят турецкой армией. Квартал Вароша был немедленно закрыт турецкими силами, а проживавшим в нем грекам было предписано покинуть город в течение суток, взяв с собой только то, что они смогут унести на себе, и с тех пор возвращение в квартал им запрещено. Вскоре после закрытия квартал был разграблен сначала турецкими военными, увозившими все ценное, а затем гражданскими мародерами, добравшими все, что осталось после армии.
В 1984 году была принята резолюция ООН, по которой «попытки заселения любой части квартала Вароша кем-либо, кроме её жителей, недопустимы». Это привело к тому, что район так и остался заброшенной территорией и превратился в "город-призрак". Так как никакого ремонта за всё это время в Вароше не производилось, все здания и коммуникации постепенно разрушались, а природа отвоёвывала когда-то урбанизированные территории. Интересно, что всего в нескольких метрах от запретной территории располагаются обитаемые районы турецкой Фамагусты, функционирующие пляжи и отели.
Превращение за считанные дни фешенебельного среднеземноморского курорта в закрытую, покинутую и разрушающуюся зону, которая уже 45 лет стоит огороженной забором и патрулируемой войсками Турции и ООН, - лучшая иллюстрация последствий войны на Кипре. И как дополнительный сигнал, знак на обложке - «Запретная зона», указатель, подобные которому располагаются по всему периметру квартала Вароша.
В сборнике 15 треков из России, Греции, Турции, Италии, с Кипра. Многие иностранные участники настороженно относились к предложению участия в компиляции с такой темой. Авторам сборника пришлось уточнять, что они не являются провокаторами и не придерживаются какой-то из сторон. Трек [Qamat is-sa'atu] "Османская пощечина", который открывает вторую сторону кассеты - эксклюзив. В цифровой версии сборника его нет. Мастеринг треков был сделан на студии звукозаписи "Offside" с использование винтажного аналогового оборудования. Звук получился намеренно несовременным.
Сборник открывает шумовой трек проекта из Афин H.C.N. Пульсирующий бас и белый шум, из которых вырывается британский документальный фильм о событиях на Кипре. Далее стена яростного шума, трансформаторный гул, звуки неясного генезиса, похожие на звук цепей и гусениц танка. Достаточно прямолинейный трек, тем не менее идеально настраивающий на путешествие в эпицентр конфликта.
После своеобразного пролога погружение в первоклассный мартиал с этническим антуражем от московского Jericho Trumpet, проекта основателя кассетного лейбла "Hvedrungrsmil Records". Ритмичная перкуссия, семплы турецкой народной музыки, оркестровые семплы, григорианские хоралы, записанная в живую тракийская волынка и гулы аналоговых синтезаторов. Композиция словно иллюстрация уходящих в глубину веков корней конфликта, напряжения между народами и религиями, готовое взорваться насилием в любой момент, от одной искры. "Mortyrium", "мученичество" автор рассматривает не в общепринятом смысле, а как особое состояние добровольной оторванности, приходящее в минуты глубочайшего стресса, метод выхода из безнадежных ситуаций, переход в области с совершенно иными ценностями.
Стремительная и безжалостная атака начинается в треке музыкантов из Пензенской области Ajuleg&Irm. Композиция является переработанным турецким военным маршем. Небольшое эмбиентное интро, как затишье перед бурей, а затем моментальный марш-бросок с ритмичным дарквейвом, восточной мелодией и перкуссией. Угрюмые солдаты волнами высаживаются на берег,их равномерная поступь взрывает песок, а руки сжимают приклады автоматов. Вторжение началось, людские массы бросились в города противника.
Отходим от этнических мотивов с Arbeitsunfall. Жесткое и пружинящее индустриальное техно с грубой, бескомпромиссной ритмикой, дисторшеном и легкими шумовыми элементами. На ум приходит музыка Vatican Shadow. Вторжение в самом разгаре. Крики и перестрелки. Стремительное продвижение войск. Захваченные дома. Бегущие прочь гражданские. Бои на улицах. Взрывы и паника. Входящая в город боевая техника. Хроника одного дня.
Еще один проект из Афин Black Spring открывает секцию старорежимного индастриала и нойза. Холодный и статичный гул синтезатора, пугающий шум разрываемого помехами радиоэфира, искаженный женский голос отстранено зачитывающий неразбираемое стихотворение. Страшное, отстраненное поминание всех пережеванных войной людей, декламируемое покрытым пеплом руинам города. Стойкие ассоциации с ранними Haus Arafna.
Эстафету пугающего индустриального шума подхватывает музыкант из Стамбула Kerem Ergener. Название его трека "Kahpe" это турецкое ругательство с множеством значений, одно из которых "вероломный". Музыкально это мрачный и безысходный нойз дроун, неповоротливо ворочающийся в колонках и давящий на слушателя всей своей грубой массой. В треке использованы семплы из турецкой пропаганды времен вторжения на Кипр.
Известный индустриальный акт из Нижнего Новгорода Ультраполярное Вторжение в своем треке исследует факт того, что, "не смотря на мирный настрой и якобы сближение, и турки, и греки до сих пор очень хотят друг другу многое припомнить". Старые ножи действительно еще остры и готовы в любой момент напиться крови. Напряженный трек выдержанный в ключе безнадежного death industrial. Потусторонние ритмичные стуки, семплы о геноциде и истреблении, звуки стрельбы и взрывов, вплывающий из глубин индустриального кипения неумолимый и заторможенный ритм. Военная операция превратилась в бессмысленную бойню, продолжающуюся и продолжающуюся в головах и сердцах.
Исследование обоюдной вражды и призраков прошлого продолжается в треке афинского проекта Matriarchy Roots. О треке автор говорит следующее: "я хотел описать то, как люди обычно повторяют одни и те же ошибки, как их преследуют события прошлого... все зверства, что случились в ходе конфликта до сих пор преследуют обе стороны, ненависть сохраняется в людях...". Неспешная композиция с гнетущей, но пугающе красивой атмосферой созданной электронными пульсациями, индустриальными басами и призрачными звуками синтезатора. Описание напряжения, недоверия, вражды скрываемых в душах вот уже почти пол столетия.
После серии мрачных, неторопливых видений еще один проект из Нижнего Новгорода Grёzoblazhenstvie врывается в компиляцию с динамичным и яростным треком. Неудержимый электро-индастриал с мощной ломанной ритмикой и дисторшированным вокалом повторяющим фразу "Смерть безучастно поражает любого". В центре - запись из новостей, в которой женщина вспоминает о начале атаки. Трек квинтессенция творящегося вокруг дикого безумия, хаоса и разрушения, когда бежишь сквозь горящий и разрываемый на части авианалетом город.
Динамический хаос подхватывается итальянцами Faintin' Goats, смешивающими в идеальном безумном миксе электронику, индастриал и элементы панк-рока. Адреналиновый ураган из танцевальных ритмов, гитарных риффов и кислотных секвенций. С появлением вокала все внезапно начинает напоминать каких-то обезумевших от войны The Prodigy, устроивших танцы на руинах, среди огня и бомбежки. Передозировка смертью сумасшедших солдат с перекошенными от непонимания происходящего лицами.
Трек KRRAU отсылает нас к событиям произошедшим задолго до Кипрского конфликта. Он посвящен второму командиру ЭОКА Григорису Афксентиу, национальному герою Кипра и борцу против британской оккупации, погибшему 3 марта 1957 года. По наводке информатора, британские военные обнаружили и окружили Афксентиу и его четырех товарищей в тайном убежище в окрестностях монастыря Махерас. Понимая, что силы не равны он приказал своим соратникам сдаться, но сам остался сражаться до конца. На требования сдаться он ответил «Molon labe» - "Приди и возьми" - повторяя слова царя Леонида в битве при Фермопилах. Британцы залили в убежище бензин и сожгли партизана заживо, а обугленное тело захоронили во дворе Центральной тюрьмы Никосии. Музыкально же это полный героического пафоса этно-индустриальный боевик, пожалуй, эмоциональный пик сборника. Эпическая музыка с текстом подражающим "Илиаде" и отсылками к греческой мифологии.
Еще один проект из Афин, Grim Machine, который интересуется ритуальным примитивизмом и аутсайдерским искусством. Трек отсылает к древнему городу-государству Лапитос, основанному чуть ли не в бронзовом веке, а сейчас обычному приморскому городу на севере Кипра. Мы в статичном и вязком индустриальном lo-fi видении. Раздирающее сознание подземельное варево, стук того, что вполне может оказаться человеческими костями, цикличные звуки. Обретший плоть кошмар, холодный пот, неуютное паническое чувство. Призраки прошлого восстают и требуют с потомков ответа.
Информации о кипрском проекте Theotokos практически нет. Он избегает любой публичности, а его музыка базируется на исследовании и, если я правильно понял, критике церковного догматизма. В треке используются записи церковных песнопений, которые исполняются после благословения хлеба, зерна, вина и масла, когда совершается лития на всенощном бдении. Сам трек представляет собой медленно разворачивающийся индустриальный ритуал с далекими песнопениями, хрустом и скрежетом, глухими ударами. Странная сюрреалистическая атмосфера совершаемого в катакомбных церквях таинства, при тусклом свете свечей, за стальными дверями.
Трек от московского Blue Dervish закрывает сборник на более или менее легкой, по крайней мере. в сравнении с предыдущими композициями, ноте. Электронная танцевальная музыка с восточным колоритом, отсылающая к мистическим экстатическим суфийским практикам. Семплы греческой музыки, заводной ритм, пульсирующий бас, кислотный синтезатор, относительно легкие танцевальные мелодии. Неожиданно радостное завершение, противопоставленное, но не отрицающее все, что было до него. А название, "Энозис", словно бы обещает, что воссоединение Кипра и Греции это неизбежность.
Краткий вердикт. Вновь крайне интересный сборник, с глубокой для изучения темой и целой россыпью стилей, среди которых каждый любитель пост-индустриальной музыки найдет что-то интересное для себя.
ИЗДАНИЕ: Кассета, часть тиража которой была безвозмездно распространена на улицах Никосии и других городах Кипра.
21 окт 2019