Избранное сообщение

информация о лейбле

Рецензия electrotapes на «Аргандаб» (UIS-09)


Various Artists - "Аргандаб" (2017) \UIS\ TAPE


Стиль: Industrial, Dark Ambient, Ethnic, Experimental, Electronic

Объединивший двенадцать проектов из России, Дании и Италии сборник "Аргандаб" посвящен кровопролитному столкновению цивилизаций, начавшемуся в 1979 году и длившемуся десять лет. Афганская война. "Военный конфликт между правительственными силами Афганистана и Ограниченным контингентом советских войск с одной стороны и многочисленными вооружёнными формированиями афганских моджахедов". Это сухое и официозное определение скрывает отнятые и искореженные жизни, боль, страдание, нечеловеческие муки и преступления войны. Эхо тех событий до сих пор не затихло. Ни в самом Афганистане, раздираемом войной до сих пор, ни в пост-советском пространстве.

В буклете можно найти цитату Фридриха Энгельса: «Афганцы — храбрый, энергичный и свободолюбивый народ. Война для них является развлечением и отдыхом от однообразных занятий хозяйственными делами. Только их неукротимая ненависть к государственной власти и любовь к личной независимости мешают им стать могущественной нацией». Словно доказательство, кровопролитные десять лет, когда афганские моджахеды раз за разом сходились в непримиримых схватках с пришедшими из другой страны шурави. Главным принципом повстанцев было: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».

"Шурави" ("советский") так афганцы называли советских солдат. "Моджахед" же переводится как "боец за веру" и обозначает участника джихада, усердия на пути утверждения и защиты ислама. В западном сознании это слово прочно ассоциируется с некими "боевиками" или "террористами". Это является следствием того, что моджахедами называют себя многие противники и активные борцы с западной политической системой, зачастую прибегающие к насилию и террору. В действительности, в изначальном и более широком понимании, моджахедом является любой, кто направил свою деятельность на укрепление ислама, борьбу с пороками и несправедливостью, с усердием выполняет свое дело, встал на защиту родины и веры. Учитель, наставляющий ученика, священнослужитель, служащий Аллаху, родитель, заботящийся о ребенке - все это тоже моджахеды.

Заголовок сборника, "Аргандаб", это название реки в центральном Афганистане, одной из самых знаменитых в этой стране, достигающей в длину около 400 километров. Комментируя свой выбор, авторы говорят, что называть продукт в честь рек, это вполне в духе советского мышления. Достаточно вспомнить советский автопром - Лада, Волга, Ока. Окончание "даб" вызывает в памяти ассоциации с направлением dub в котором, помимо прочего, работал Брин Джонс (Muslimgauze), чье творчество было направлено на защиту мусульманского мира.

На обложке настоящий афганский военный ковер (Rugs of war). Эти уникальные объекты искусства отличаются наличием в их оформлении изображений современной боевой техники и амуниции, сцен боевых действий. Самолеты, вертолеты, танки, БТР, автоматы, орнаменты из пуль и гранат, батальные сцены и резонансные события вроде террористической атаки 11 сентября. Традиция изготовления таких ковров появилась сразу после ввода советских войск в Афганистан и получила новый толчок с приходом в страну армии США в 2001 году. Афганские военные ковры рассматриваются как одно из наиболее самобытных и ярких проявлений батального искусства последних десятилетий. Данный ковер был произведен в конце двухтысячных в Герате. Он весит около 5 килограмм, имеет размер 197х126 см и стоит 36 тысяч рублей. Для создания текстуры обложки использовался скан светского путеводителя по Афганистану 70-х годов.

"Аргандаб" открывается полетом в ад войны, к ужасу и смерти. Кабул "Самолет1979" это своеобразное интро. Взволнованное дыхание, переговоры пилотов, далекий гром артиллерийских залпов, звук афганской песни. Они поглощаются невыносимым, царапающим нервы гулом самолета. Его грохот окружает нас, и мы перестаем понимать где мы и что происходит. Это нереальность, небытие, безвременье. Просто движемся вперед, к своей судьбе, объятые страхом. Стук взволнованного сердца и все резко обрывается... Композиция полностью собрана из полевых записей. И от того становится еще более неуютно. Все это словно документ последних минут человека, летящего в неизвестность. Минут, растянувшихся для него в вечность. Цифра в названии отсылает, разумеется, к началу военного конфликта.

Сразу после полета в никуда идет мощный industrial-rock боевик с этническими мотивами "Jakre ta tabia sha (Para bellum)". "Готовься к войне" на пуштунском и латыни. Выжженная пустыня и возносимая в небо молитва. Плывущий от жары горизонт. Вереница военной техники уходящей вдаль. Где-то впереди враг, которого необходимо уничтожить или умереть самому пытаясь. Где-то позади мирная жизнь, призрак, которому нет места на всепоглощающей войне. И сам ты уже не просто солдат, а пуля, что рвет плоть, меч, что забирает дыхание. Ярость и священное негодование. Сам автор описывает концепцию следующим образом: "Трек, о фанатичности человека на войне и человеческой жестокости. Афганистан как икона воинственности граничащей с безумием. Находясь внутри этого безумия, участник вряд ли осознаёт своё положение, даже не кровожадного зверя, а безжалостного убийцы". В записи использованы гитара, флейта, поющие чаши, драм-машина и семплеры.

Ультраполярное вторжение в содружестве с Варфоломеем Ремовым предлагают мрачное, неспешно надвигающееся на слушателя шумовое полотно, основной пласт которого записан при помощи арматуры. Атмосферный death industrial, в черном вареве которого смешались шумы, гулы, скрежеты, стуки, тяжелое дыхание, молитвы, безэмоциональные монотонные голоса, прорывающиеся из глубины военные песни, сирены, взрывы. Звук словно выплывает из небытия, крадучись окружает и стискивает тебя в своих жестоких объятиях. Это саундтрек к инфернальному ночному шествию сквозь мертвый город. Нет огней, тьма разлилась по улицам, а за стенами полуразрушенных бомбардировкой домов лежат мертвецы. Безразличные глаза следят за путником, искореженные трупным окоченением губы пытаются предупредить. Мертвецы знают, где заканчивается эта дорога.

"Голод" от DOR медленный изможденный трек. Логичное продолжение предыдущей композиции. Страшный, словно видение засеянного трупами поля. Апатичный, словно надежда гибнущего от голода и обезвоживания. Неумолимый, словно давящаяся безразличием смерть. Дрожащие синтетические звуки, голос рефреном цедящий противоестественное "Все что я есть - голод. Пришейте солдатам их головы..." Пустота отчаянья. Прыжок в послевоенный ужас, где среди груд растерзанных взрывами и пулями тел, в зловонии разлагающейся крови, лежит погружаясь в безумие раненный солдат. И бытовое чувство голода единственное, что держит его, отупляя и ставя эмоциональный блок перед кошмаром окружающего...

«Чем жить и видеть всё это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там всё проще». Эта фраза вернувшегося из Афгана солдата легла в основу трека от Mata. Прошедшие мясорубку и паранойю советские солдаты вернулись с войны и не нашли для себя успокоения и мира. Вместо любви и заботы, Родина встретила их непониманием, безразличием, политическим крючкотворством. Для ветеранов не нашлось места в мирной жизни. А изломанные тело и психика разрушили надежду на успокоение. Афганский синдром. Внезапно оказалось, что там, в чужой стране, под пулями, в ожидании смерти, все куда проще и понятней. Автоматные очереди, гудение авиации, звуки машин, голоса, звуковые эффекты. Сквозь них проходит энергичный не меняющийся бит, словно стук бьющегося в панике сердца. Он гипнотизирует, овладевает сознанием, подчиняет себе, заставляя не думать о беспределе, что твориться вокруг. Так проще.

project Hypoxia посвятил свою композицию героическому бою у высоты 3234, состоявшемуся 7-8 января 1988 года. 9-ая парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка двенадцать часов удерживала высоту, расположенную над стратегически важной дорогой в город Хост. Отряды моджахедов в черной униформе под прикрытием массированного огня раз за разом набрасывались на сторожевое охранение подобно зверю с кровавой пастью. Двенадцать раз они наступали под покровом ночи и откатывались назад. Гибли люди с обеих сторон. Камни окроплялись кровью. Смерть беспрепятственно вилась над высотой... Звуки боя, свист снарядов, далекие взрывы. Восточная мелодия, внутрь которой органично вплетаются выстрелы. Ритмичные биты и перкуссия плавно увлекают тело за собой. Протяжное пение несется над ущельями, оплакивая павших. Риффы электрических гитар придают музыке энергии и злости. В итоге захватывающий трек, напомнивший мне о восточных альбомах Rukkanor.

"True Guidance" несколько статичный саундскейп из трансформаторного гула, электрических помех, сыплющегося песка и призрачных голосов. Пожалуй, это концептуальный центр компиляции, небольшая передышка перед движением вперед, возможность хоть немного придти в себя. Трек не вызывает излишне мрачных ассоциаций. Полузасыпанный песком древний город в центре пустыни. Убегающие вдаль барханы. Палящее солнце. Горячий воздух. Мир притих в этом зное. Нет, нельзя полностью расслабиться. Ужас и страдания где-то совсем рядом. Но здесь и сейчас - столь желаемое спокойствие. Хоть на миг.

"New Times" от Shri Badat посвящен судьбе племен, живших в Кафиристане (сейчас Нуристан), историческом регионе на границе между Афганистаном и Пакистаном, в горах Гиндукуша. Тема эта чрезвычайно интересная и обширная, но, к сожалению, в рамках этого текста рассказать о ней подробно нет возможности. Если коротко, то Кафиристан ("страна неверных") была населена племенами исповедовавшими политеизм и имевшими отличную от афганцев культуру. Они долгое время отчаянно сопротивлялись натиску ислама сохраняя свою веру и традиции в неприкосновенности. Островком древней религии в исламском океане этот регион был до 1896 года. Тогда эмир Афганистана Абдур-Рахман, заручившись поддержкой англичан, их оружием и военными инструкторами, силой подчинил непокорные племена и заставил их принять ислам. Наступили новые времена, когда традиции страны были попраны, святилища разграблены, а древние артефакты вывезены в музеи. Территория получила новое название - Нуристан, "страна света", света ислама, вытеснившего самобытную веру региона. Вначале многие нуристанцы были мусульманами лишь на словах, в тайне сохраняя богов и обычаи предков. Но шло время и насильственная исламизация принесла свои плоды. К концу 1950-х годов в регионе не осталось "неверных", а языческая культура была успешно поглощена и переработана в русле исламской традиции. Сам же трек отличная смесь из "старых" и "новых" культурных элементов. Здесь качающий, практический хип-хоповый, брейкбит соседствует с этническими мелодиями, ритмизированные автоматные очереди с народным пением. Это некий документ глобализации, когда уникальная и неповторимая традиция поглощается модным космополитическим звуком. Новые времена.

Svart1 вновь возвращает нас в мрак, в лоно dark ambient. Классика кипящей страхом темной бездны. Гулкие звуки, потусторонний скрежет, реверберирующие стуки, дрожащий рокот в глубине. Горная тропинка, предательски петляющая в ночи. Затянутое облаками беззвездное, затянутое облаками. Мертвенная тишина. Еле уловимое движение в тенях. Кто там? Враг? Шайтан? Руки рефлекторно сжимаются на рукояти винтовки. В этих первобытных местах, среди гор, заставших рассвет мира, можно с легкостью потерять жизнь в блеске чужого клинка, и еще легче проститься с душой, утянутой в ад нечистой силой.

KRRAU при поддержке вокалистки Σολομών представляют нам свой вариант традиционного пуштуно-афганского танца аттана. Изначально он исполнялся мужчинами племен Бактрии как ритуальный танец, позднее стал использоваться как боевой танец афганских мусульман. Сейчас есть разные виды аттана: праздничные, боевые, семейные, свадебные. Обычно этот танец исполняется под дхол, двусторонний барабан с низким и тихим резонирующим звуком. По своей форме аттан круговой танец, в котором может участвовать от двух до нескольких сотен людей. Исполнители ритмично двигаются по кругу друг за другом, кружась, и ускоряя ритм. Исполнение связано с сильными физическими нагрузками и выматывает танцоров. Аттан может длиться до нескольких часов и заканчивается лишь когда уйдет последний танцор. Аттан на костях. Он развивается медленно, заманивая в свою ритмику. Неспешно выстраивается рисунок ударных. Тягучее пение струится средь них подобно ручью. Плавные движения танцующих постепенно ускоряются, наполняются угрозой. Ритм становится более динамичным, сложным, грозным, но не теряет ни капли красоты и величественности. Это танец войны, исполняемый в пещерах и ущельях. Это ритуал смерти, обещающий обратить все в пепел. Аттан на костях.

Гармоничное слияние индастриала и этники продолжается в песне "Последний оплот Средневековья". В ней [Qamat is-sa’atu] старались выразить настроение афганского народа и исламского сопротивления. Крайне традиционалистское настроение. Мир запада гниет, потеряв связь с Традицией. Его участь - духовный упадок. Силы, что поднимают голову на западе могут предложить лишь тлен души. Американцы - гибельное поклонение капиталу, коммунисты - чумной атеизм. Спасение лишь в изоляции, в сохранении Традиции, возвращении к истокам родной культуры. Лишь в это единственное средство, это последний оплот, что удержит от коллапса. Прочь от Запада, он рано или поздно сам себя погубит. И на его костях будет построен новый мир истинной веры. Это песня о мечте возвращения к традиционному укладу жизни, средневековому мировоззрению. Подобная пророчеству, она выстроена из быстрой перкуссии, вкрадчивого баса, звуков ситара и горна, шепчущего голоса, звуковых шумов и петель. Трек похож на предыдущий словно брат. Та же неспешность и степенность, тот же вкус неукротимого танца древности. Средь седых гор и глубоких ущелий, в сердцах и умах людей восстает нерушимый оплот веры. И Бог "вспомнит о нас и сойдет с небес подобно окрыленному солнцу". Здесь имеется в виду крылатый солнечный диск - древний божественный символ, использовавшийся по всему Древнему Востоку и позже трансформировавшийся в авраамических религиях в нимб.

Тбилиси-89 выступает со звуковым коллажом из афганской довоенной песни и записи Slayer. Этника и трэш-метал с противоположных уголков планеты неожиданно сливаются в гармоничном симбиозе. Женский вокал, народная перкуссия, молотящие риффы. Все звучит так, будь-то так и задумывалось с самого начала, без сторонних манипуляций с изначальным материалом. Название тоже занимательное. "Chai" здесь это то ли просто чай, то ли индийский напиток чой, получаемый завариванием чая с молоком и сахаром. О концептуальной стороне трека авторы говорят так: "Афганцы по сути - невинные равшаны. А пиндосы им вот такое мочилово устроили своей "помощью". Трек символизирует чудовищность вмешательства США в бесхитростную жизнь сельского Афганистана". Вот и рождаются странные и безумные образы. С неба на головы просветленных селян льются бомбы. Пилот в солнечных очках и белозубой улыбкой ковбоя слушает на полной мощности западную музыку шайтана. А селяне же танцуют в забытье под звуки простой и трогающей сердце песни и пьют чай. Такой вот финал сборника.

Музыкально "Аргандаб" получился очень разнообразным. Но при этом чрезвычайно целостным как в концепции, так и в звучании. В отличии от многих других сборников, я не нашел ни одной проходной или слабой композиции. Каждая хороша, каждая на своем месте. Что несомненно радует. Не покривлю душой, если скажу, что слушать сборник было величайшим удовольствием. Авторы провели серьезную и качественную работу на каждом этапе - от формирования концепции и отбора артистов, до дистрибьюции. Говоря о последней, важно отметить, что часть тиража была безвозмездно распространена на улицах Кабула в 2017 году.

ИЗДАНИЕ: Кассета с буклетом содержащим схематическое изображение Афганистана и его положение на мировой карте.