Избранное сообщение

информация о лейбле

Рецензия electrotapes на «Ещё не время предавать» (UIS-10)


V\A - "Еще не время предавать" (2018) \UIS\ TAPE


Стиль: Industrial, Dark Ambient, Tribal, Ethnic

"UIS" очень интересный лейбл. И если вы с ним не знакомы, то это чрезвычайно большое упущение! "Фирменной фишкой" лейбла является то, что часть тиража, и без того крошечного, всегда совершенно безвозмездно распространяется на улицах городов и деревень по всему свету. Места, где будет оставлена кассета, всегда выбираются исходя из центральной темы сборника. Охват локаций впечатляет. Филиппины, Провиденс, Сеул, Ямайка, Самоа, Осло, деревня Труньян, Эйндховен, Кабул. Везде был оставлен след в виде маленькой коробочки с пленкой. Где теперь эти кассеты? Какой дом они обрели? Чьи магнитофоны их поигрывают и чьи полки хранят?

"Еще не время..." второе подряд путешествие "UIS" на Ближний Восток. О прошлом, посвященном событиям Афганской войны, мы писали здесь: http://uislabel.blogspot.com/p/uis-08_18.html На этот раз ключевой темой сборника стали не менее драматические и имевшие далеко идущие последствия события. Исламская революция в Иране 1979 года, приведшая к установлению теократического государственного строя и передаче верховной власти в руки высшего религиозного деятеля, факиха. В сборнике приняли участие девять музыкальных проектов из России, Германии и Великобритании. Кассеты были распространены в Тегеране и Бендер-Аббасе.

Взвешенной оценки революции и установлению теократического правления (хоть и с элементами демократии в виде парламента и президента) дать не могу. Я не историк, не социолог, не богослов, не религиовед. Мое знакомство с Исламской революцией произошло благодаря графическому роману Маржан Сатрапи "Персеполис" и его экранизации 2007 года. Там было детское восприятие автором того времени, было о взрослой жизни в постреволюционном Иране. Но это взгляд ребенка и человека, воспитанного в достаточно либеральной среде, поэтому не могу сказать насколько точно описаны настроения и мысли большинства населения. А оно, по всей видимости, было совершенно иным. Уже тогда меня заинтересовала ситуация, когда страна отказывается от демократического пути развития, пресловутых "свобод Запада", и устремляется по своему собственному пути, согласно своей вере и своему миропониманию. Поэтому мне было интересно изучить сборник и написать к нему текст.

Дам лишь сухую выжимку событий. Авторы сборника тоже не ставили своей задачей оценивать те события. Из задача, - передать атмосферу и настроения иранского общества тех лет. Революция началась 8 января 1978 года. За год демонстраций, митингов и стачек был свергнут режим последнего иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Шах проводил радикальную вестернизацию страны, ориентировался на США и поддерживал проамериканские режимы в других странах. Любая оппозиция при этом жестко подавлялась элитными силами спецслужб. В тюрьмах томились сотни людей, любая политическая сила, способная противостоять шаху была уничтожена. Единственной оппозицией оставалось опиравшееся на религиозные общины и низы общества духовенство.

Одним из лидеров духовенства был священник из города Кума Рухолла Хомейни. Он яростно осуждал внутреннюю и внешнюю политику шаха. В 1963 году его арестовали, что вызвало жестоко подавленные массовые протесты (официально в ходе силового разгона погибло 86 человек, митингующие называли цифры в несколько тысяч). В 1964 году он был выслан из страны. В эмиграции Хомейни создал свой главный труд "Исламское государство", где изложил принципы теократического режима. Книги и записи Хомейни на кассетах перебрасывались контрабандой в Иран, где распространялись среди населения, читались в мечетях.

Ситуация в стране ухудшалась. Огромная инфляция, политические преследования, коррумпированный госаппарат, все нарастающий разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Шах праздновал 2500-летие персидской монархии поедая тонны осетровой икры. Шах пригласил в Иран тысячи западных специалистов по нефтедобыче. Шах расправлялся с любой угрозой своей власти. Это длилось до 1977 года, когда под давлением президента США Картера, шах амнистировал большинство политзаключенных и перевел критику власти в полулегальное положение. Это позволило появиться функционирующим оппозиционным партиям и движениям. Крупнейшей левой партией была «Партия народных масс Ирана». Среди исламистов особенно выделялось "Движение за свободный Иран". Последователи Хомейни организовали "Общество борющегося духовенства". Общим знаменателем, объединявшим все эти движения, являлась идея "исламского социализма". В зависимости от партии менялись лишь детали и методы достижения цели.

8 января 1978 года в священном для шиитов городе Кум расстреляли демонстрацию студентов против клеветы о Хомейне в прессе. Были убиты люди. После традиционных для шиитов 40-дневных поминальных служб, бунт вспыхнул 18 февраля в Тебризе. Вновь человеческие жертвы. Новые бунты возникали каждый раз после 40 дней траура. 29 марта. 10 мая. Шах пообещал провести в июне свободные выборы. В это время встали заводы, а антиинфляционные меры привели к массовым увольнениям и безработице. В сентябре было введено военное положение и запрет на любые демонстрации. Но они продолжались. В октябре всеобщая забастовка работников нефтяной промышленности парализовала всю нефтяную отрасль. За ней прекратила функционировать тяжелая промышленность, машиностроение и металлургия. К ноябрю 1978 года в экономике Ирана настал коллапс. 2 декабря в Тегеране 2 миллиона людей требовали сместить шаха. 16 января 1979 года шах бежал из страны. Страной остался руководить премьер-министр Шапур Бахтияр. Он распустил спецслужбы, выпустил политических заключенных, снял военное положение и разрешил проведение свободных выборов.

1 февраля 1979 года, после 15 лет ссылки, в Тегеран вернулся великий аятолла (один из высших шиитских религиозных титулов) Рухолла Хомейни. Его встречали 3 миллиона людей, несших его портреты, кричавших "Шах ушёл, Имам пришёл!" Хомейни сразу же отверг предложение Бахтияра о коалиции. Он произнес двадцатиминутную речь, в которой заявил: "Он сам (Бахтияр), его правительство, его парламент, его сенат незаконны. И если это будет продолжаться, все они должны быть преданы суду. Мы их будем судить. Я назначу правительство. Я дам по зубам нынешнему правительству." 4 февраля Хомейни назначил своего премьер-министра, Мехди Базаргана. 9 февраля произошла стычка между последователями Хомейни и гвардейцами Бахтияра. Стычка переросла в побоище, охватившее весь город. Сторонники Хомейни захватили полицейские участки, военные базы, начали раздавать оружие населению. Шапур Бахтияр бежал из страны во Францию.

В стране был проведен референдум, по итогом которого 1 апреля 1979 года провозгласили образование Исламской Республики Иран. В декабре 1979 года приняли новую конституцию, согласно которой верховная власть в стране принадлежала духовенству в лице Высшего Руководителя (факиха) имама Хокейни. Эта должность устанавливалась пожизненно. Гражданскую политическую власть же осуществляли президент, парламент (меджлис) и премьер-министр. В истории страны начался новый этап.

Звук вертолетов и радиосигналы. Сборник открыт. Это "Revolutionary Dreams" от Project Transmissions. Композиция служит своеобразным порталом в мир "Еще не время...", введением в революцию. Она берет нас за руку и, не оставляя возможности воспротивиться, ведет в самую гущу событий. Наполненный напряженным ожиданием коллаж из пропитанных легкой психоделией восточных мелодий, хоровода электронных щелчков и нарезанных семплов. Из этой смести выходит яркая панорама восточного города, затерянного в песчаной вьюге вневременья. Город спит, убаюканный голосами агитаторов и проповедников. А все эти звуки, - это вырванные кусочки реальности, вторгающиеся в его сны. Городу снится новое революционное завтра. Перемены. Надежды. Мечты на новую жизнь. Сбудутся ли они? А может по пробуждению все это растает словно дымка в зыбком вчера?

Композиция T-Union "Department VIII" посвящена восьмому департаменту госбезопасности, который занимался борьбой с оппозицией шахского режима. Она подобна неумолимому механизму, сеющему вокруг себя ужас и погибель. Злобные демоны из древних сказаний и современные орудия уничтожения сливаются в гротескной фигуре. В Машине Смерти, которой некуда спешить. Никто от нее не скроется. Далекая, почти неслышимая этническая музыка тонет в шумовых стонах, синтетических звуках и перегруженных неповоротливых битах. Композиция вплотную подходит к нойзу, но не скатывается в него целиком, предпочтя более структурированную форму. С каждым ударом демонического ритма тает надежда на чудесное спасение от стальных когтей и челюстей, от рвущих плоть пуль и снарядов. И в конце, словно торжествующий рев насытившегося металлического монстра.

"Взгляд уходящий в даль" от Grёzoblazhenstvie открывается воем ветра, шорохом камней и плывущей над пустыней призрачной мелодией. Эмбиентные саундскейпы постепенно наполняются шумами. Это орды неупокоенных душ наступают из глубины безлюдных пустошей. Ураган призраков обрушивается на селение, кружит, стучит в окна в отчаянной мольбе - "Нет! Нет!" - и, обреченный на вечное скитание, уносится прочь. Голос на русском языке, взятый из короткометражки Владимира Кобрина, декламирует цитату Набокова "Жизнь – только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями..." Я люблю использование подобных семплов. Ну а на такой звуковой ряд они ложатся прекрасно. Вместе все образует потерянный, пугающий трек. Кончается все фразой Ницше "То, что падает, то нужно ещё и толкнуть...." И остается только вглядываться в даль, в пустошь, в черноту, в вечность.

Линия тяжелых индустриальных ритмов, начатая T-Union, продолжается в композиции от Presskopf. Глухой, словно из глубокой шахты, звук. Гудящий зной адски горячих цехов. Звуки работающих механизмов. Шум бегущих по проводам электрических волн. Дисторшированные удары гигантских раскаленных прессов. Чье-то пение. Где мы? В каком-то заводе, где производят оружие? Быстрый механистический ритм, продукт деятельности циклопических агрегатов, заставляет тело биться в конвульсиях предвкушения. Скоро, скоро, все6 эти отлитые пули разрежут своим свистом воздух, найдут и растерзают плоть врагов. Другие стойкие ассоциации, которые возникли у меня, это фильм "Тэцуо". С ближневосточным колоритом. Пульсирующая трансформация плоти в священную сталь, призванную разить противника. Пули и лезвия. Безумный танец в пыли и зное.

ﻗﺎﻣﺖ ﺍﻟﺳﺎﻋﺔ (Qamat_is_sa_atu) закрывают первую сторону кассеты треком "Железный Век". Композиция строится из медленных жужжащих риффов, на которые нанизаны электронные звуки, ритмичные хлопки, шумовые элементы, клавишные, семплы, вокал. Зловещая композиция. Монотонная и неспешная. Открываясь персидскими напевами («Musica Mistica Persiana» Хосейна Ализаде), она грозной волной надвигается на слушателя. Дальше следует семпл речи шаха на параде "2500 лет персидской монархии", произнесенной на могиле царя Кира. Он передает привет древнему царю от нации Ирана. Все это похоже на заклинание, подготовку к неизбежности революции, к шагу в Железный Век, Кали-Югу. Равномерные удары вводят в гипнотическое состояние. Голоса проповедников внедряют в сознания тайные императивы. Сердце учащенно бьется, ощутив близящиеся перемены. Надрывный вокал сменяется пугающим шепотом. Безусловно, хронометрический и эмоциональный центр сборника. Одна из его лучших композиций. Центральной темой трека, - перемены произошедшие в стране во время правления шаха. В прежде аграрном Иране с традиционным укладом возросла роль городов, стали открываться новые производства, проходить идущая в разрез с религией и культурой Ирана модернизация и вестернизация. Это привело к возникновению оттока населения из деревень в города и разрушением традиций. Отдаление от Традиции и духовная деградация по Генону связана с четвертой стадией развития человечества - Железным Веком. Отсюда и становится понятно название.

Вторая сторона начинается практически танцевальным, трип-хоповым настроением "Shah's Dream/Not Dream". Коллажный серфинг по радиочастотам от станции к станции, и, наконец-то, музыка по сердцу найдена. Качающий ритм, дабовые нотки, трайбл эстетика, звуки ситара, дозированная перкуссия и элементы шумовой сцены. Что сказать. Подобную композицию я и ждал. Отличная смесь этники и экспериментальной музыки. Легкая в восприятии, серьезная в содержании. Революционные толпы заполонили улицы, готовые разорвать сны Шаха. Исторический момент и эйфория вырвавшихся из объятий диктатуры. Будущее лишь в будущем, все лишения и невзгоды. Недвижимое вчера пало, туманное завтра еще не наступило. Лишь танцы радости в кипящем настоящем.

Ajuleg & Irm "Reflection". Логичное развитие настроения и структуры предыдущей композиции. Гулкий дроун, этническая музыка и неспешные танцы. Доступность музыки и выдержанная концепция. В отличии от первых композиций сборника, эту можно показать и не только искушенным в экспериментальном звуке людям. Восточные мелодии плывут над барханами и оазисами. Энергичная ритм-секция призывает к танцу. Трайбл рок-н-ролл. Водная гладь отражает город, охваченный огнем и беспорядками. В стеклах домов мелькают возбужденные люди с плакатами и оружием. Из зеркал вырываются лица наполненные смятением и страхом, надеждой и воодушевлением. В умах пылают лозунги, ультиматумы и молитвы. Туман будущего подергивается рябью, трансформируясь и обретая ту форму, которую диктует переломный момент настоящего.

Танбур это распространенный в Иране и других арабских странах струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни с грушевидным корпусом и длинным грефом. Деконструированными звуками этого инструмента, завернутыми в ткань экспериментального электронного звучания, и предлагает нам насладиться "Chewed Up Tanbur" от Holy Palms. Странная, но очень стильная композиция с хаотичным битым ритмом, обилием перкуссии и электронных ударных. Этакий ближневосточный брейкбит с шикарным звучанием. Такой танец пляшут победители во славу своего триумфа. Неутомимый и неукротимый. На площадях и улицах восставших селений. В придорожной пыли и под ветхими крышами домов. В одиночестве и в толпе. Покрытые кровью, потом и запахом пороха. Самозабвенный танец, сложный как сама жизнь. Танец славы и смерти.

И, мощнейший финал. Лучшее из всего. "Тирания из глубин времен" от KRRAU & Σολομών. Сочетание красоты и сложности конструкции. Начало - плавная мелодия, перкуссия, толчки баса и возвышенный женский вокал. Почти сразу композиция наполняется силой и динамикой, наращивает мощную ритмическую секцию, наполняется пульсирующими электронными волнами. Потом музыка немного успокаивается, кружит в водовороте звука. Падаем в него, отдаемся на милость чарующим мелодиям, двигаемся им в такт. Подобное вспышке короткое нарушение ритмики. Мы спотыкаемся, очумело оглядываемся по сторонам... И вновь продолжается кружение. Искаженные голоса, гулы и пульсации разрывают восточную ткань звука. Она становится тревожной и пугающей. И замирает. Приходит долгий отрезок в котором сплетаются далекие голоса, синтетические ритмы, низкий рокот и неотчетливый шум. Само время шевелится в темнице столетий. Напряжение нарастает. И вновь взрыв под аккомпанемент martial-ударных. Мощь и величие, стремительность и ярость. "Я вознесу тебя на престол!" На трон восходит новый Тиран. Воздевая к небесам залитые кровью руки. Алая луна освещает его золотую корону. Пустыня стелется к его ногам. Древние горы стонут, воспевая предков Тирана. Народ безмолвствует...

Прекрасный сборник! Целостный, с прекрасно проработанной атмосферой и динамикой. В принципе. если не знать, то можно подумать, что это полноценный концептуальный альбом, а не компиляция, настолько хорошо сложились треки артистов. Пример того, как из отдельных кирпичиков складывается монументальное здание. Артистам удалось настроиться на общую волну, а продюсерам сборника точно просчитать его звучание и структуру. Нельзя сказать, что музыка очень разнообразная. Индастриал и этника, - главные мотивы. Первая сторона получилась более экспериментальная, а вторая более этническая. Тем не менее, здесь много интересных моментов и скучать точно не придется.

ИЗДАНИЕ: Кассета с текстом о концепции сборника на русском и английском.